-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
14 января
Реализация ИОМ по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
по развитию речи во второй младшей группе.
Для воспитанника
: Шукайло Вероники
Возраст ребенка: 3
года
Проблема: Речевое
развитие: недостаточно сформирована
речь, не может сопровождать речью игровые действия, не выговаривает и не
проговаривает большую часть слов, не может отвечать на простые вопросы.
Познавательное развитие: в связи с
недостаточно сформированной речью , не может называть предметы блимжайшего
окружения.
Цель индивидуального
маршрута: создание условий, способствующих позитивной социализации ребенка,
его социально- личностного развития; овладение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически
правильной диалогической и монологической речи ( по возрасту ребенка); развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задача: развивать
умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения
со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить…; развивать
умение понимать обращенную речь с опорой наглядности; развивать умение отвечать
на вопросы, используя форму простого предложения из 2-3 фраз; использовать в
речи правильное сочетание прилагательных и существительных; Обогащать словарь
ребенка за счет расширения представлений о людях, предметах, обьектах
ближайшего окружения, их действиях…; развивать умение слышать в речи взрослого
специально интонируемый звук.
Периодичность занятий
: 2 раза в неделю
ПЛАН: октябрь - май, 2023-2024уч. год
20-25 январь- мониторинг,5-10 май- - мониторинг.
Дата проведения занятия ( игры, упражнения) |
Название занятия ( игры, упражнения). Цель . |
Содержание занятия ( игры, упражнения) |
Отметка о проведении |
18.10.23 |
Д/и « Кто как кричит?» Ц: развитие слухового внимания, восприятие речевого слуха. |
В песенке просты слова, Спой с лягушкой вместе: ... (Ква!) Я - корова! Почему Я мычу всё время: ... (Му-у-у?) Ой, Не спится петушку! Он кричит: ... (Ку-ка-ре-ку!) У вороны певчий дар, На весь лес запела: ... (Кар!) Кто играет на трубе? Это я - барашек: ... (Бе-е...) Мой щенок, меня узнав, Весело залаял: ... (Гав!) |
|
22.10.23 |
Д/и « Что звучит?» Ц: освоение речевых умений и навыков; познакомить со
звуками окружающего мира, учить их узнавать. |
Воспитатель поочередно
показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с
их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и
запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель
повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать,
«чья песенка слышна». |
|
25.10.23 |
Д/и « Назови цвет». Ц: освоение речевых умений и
навыков, умение различать основные цвета и правильно их называть. |
Предложить
ребенку выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые
картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец - зеленым и
т. д.).и назвать этот цвет. |
|
29.10.23 |
Стих А.Барто « Зайку бросила хозяйка». Ц: освоение
связной речи при повторении текста. |
Заучивание наизусть. |
|
02.11.23 |
Диалог с воспитателем:» Что оденем на прогулку» Ц: развитие связного высказывания. |
Во время одевания ребенка, вести с ним диалогическую
речь:-Что мы оденем сначала? - Как мы это будем одевать? - Что потом?.....и т.д. |
|
10.11.23 |
Игра: « Листопад». Ц: обучение плавному, свободному выдоху, активизация
губных мышц. |
Воспитатель говорит следующие слова: ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ, ШУРШАТ – ЗНАЧИТ, ЭТО ЛИСТОПАД. (Дети медленно кружатся, взмахивая
листочками) ВЕТЕР СТИХ УЖЕ ДАВНО. СТАЛО СУХО И ТЕПЛО. (Дети приседают) Следом дети повторяют слова и действия одновременно… |
|
15.11.23 |
Упражнение» Птенцы» Ц:развитие артикуляционного аппарата. |
Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для
пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд,
медленно закрыть. |
|
18.11.23 |
« Запомни и повтори». Ц:формирование познавательной
активности, развитие внимания и памяти. |
После рассматривания картинок воспитатель раскладывает их на столе и просит
запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваются, а
ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по
порядку. |
|
22.11.23 |
Д/и « Летят снежинки» Ц: формирование плавного
длительного выдоха, активизация губных мышц. |
Воспитатель раскладывает на столе кусочки ваты,
напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок
падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату,
дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
|
|
26.11.23 |
Пальчиковая игра: «Пальчик- пальчик, где ты был?»Ц:
развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. |
Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в
кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку
загибается один пальчик) |
|
29.11.23 |
Д/и : « Картинки- половинки» Ц: обогащение
качественного словаря, правильное название предметов. |
Воспитатель
раскладывает, на столе, разобранные картинки изображением вверх. Затем
спрашивает детей , что изображено на картинке. Далее
предложить ребенку найти недостающую половинку. Сложить две детали вместе - они должны соединиться в
целое изображение. Пусть ребенок
найдет и сложит все пары карточек. После игры
можно спросить у ребёнка, как называется тот или иной предмет. |
|
03.12.23 |
Потешка: « Водичка, водичка…» Ц: развитие КГН,
развитие памяти, связной речи… |
Перед завтраком, обедом и полдником ( когда моем руки)
проговаривать вместе с ребенком потешку: «Водичка – водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок. |
|
06.12.23 |
Д/и:» Звуки вокруг нас» Ц: развитие правильного
речевого дыхания |
Педагог предлагает детям поиграть в такую игру. – В мире вокруг нас слышатся самые разные
звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб
болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит:
«Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Педагог обращает внимание ребенка на то, что произносить каждый звук следует
долго, на одном выдохе. |
|
10.12.23 |
Д/ игра; « Отзовись» Ц:Закреплять правильное произношение звуков. Развивать
интонационную выразительность. |
Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она
как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как
она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на
фланелеграф. Воспитатель
раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети
выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа
позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить
картинку рядом с ними. Воспитатель
произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш
произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф. |
|
13.12.23 |
« Драматизация сказки « Теремок»Ц; развитие всех
видов внимания, память, стимулирование развития творческого воображения. |
Совместно с другими детьми рассказать ( проиграть) сказку
« Теремок» по ролям. |
|
17.12.23 |
« Драматизация сказки « Теремок»Ц; развитие всех
видов внимания, память, стимулирование развития творческого воображения. |
Совместно с другими детьми рассказать ( проиграть) сказку
« Теремок» по ролям. |
|
20.12.23 |
Игра «Громко - тихо» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со
звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. |
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2
флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и
машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Методические указания. Взрослому необходимо следить за
правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать
громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети
могли легко выполнять движения. |
|
24.12.23 |
Беседа: « Подарки от Деда Мороза» Ц: развитие
связной речи. |
С помощью наводящих вопросов, вывести ребенка на диалог о
существовании Деда Мороза и подарков от него. |
|
27.12.23 |
Игра: « Мозаика» Ц: развитие мелкой моторики рук ; развитие речи. |
Из цветной бумаги вырезать лепестки цветка( 6 шт). Складывая лепестки к серединке ( кружку), называть их
цвета. Назвать сложившийся цветок. |
|
10.01.23 |
Пальчиковая игра:» Я и моя семья» Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. |
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы,
начиная с большого. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак
несколько раз).
|
|
14.01.23 |
Занятие на прогулке: « Что изменилось на участке?»Ц:
развитие наблюдательности, правильной связной речи. |
После
снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как
бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить ребенка, не
закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет.
Показать, как это сделать: «Сразу тихо-тихо стало, Снег лежит, как одеяло.»(
выучить наизусть) |
|
17.01.23 |
Д/и словесная
игра « Кто что услышит?» Ц: развитие слухового внимания. |
Педагог
за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать,
каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. |
|
21.01.23 |
Коммуникационная игра: « Ласковое имя»Ц: учить
взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. |
Дети встают в круг, каждый
из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого
называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга. |
|
24.01.23 |
Д/ и» Громко- тихо» Ц: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то
тихо. Воспитание умения менять силу голоса. |
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет
большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая
машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая
машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо
произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте
внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь,
большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. |
|
28.01.23 |
Д/и « Сердитый ворон» Ц: продолжать учить
определять первый звук в слове. |
Педагог
предлагает детям( 2-3) назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают
жетоны. |
|
31.01.23 |
Пальчиковая игра: « Пальчик, пальчик, где ты был…»?»Ц:
развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. |
Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в
кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку
загибается один пальчик) |
|
04.02.23 |
Упражнение для губ: « Иголочка» Ц: вырабатывать
чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. |
Рот
закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
|
07.02.23 |
« Запомни и повтори». Ц:формирование познавательной
активности, развитие внимания и памяти. |
После
рассматривания картинок воспитатель
раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом.
После этого картинки смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной
последовательности и назвать по порядку. |
|
11.02.23 |
Д/словесная игра: « На птичьем дворе» Ц: закреплять
правильное произношение звуков. |
Воспитатель выразительно читает стихотворение и
показывает ребенку соответствующие игрушки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто — там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А Барто) Прочитав стихотворение, взрослый задает
ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»
и т. д. |
|
18.02.23 |
Артикуляционная гимнастика « Хоботок».Ц: ырабатывать движение
губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. |
Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их
в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
|
21.02.23 |
Упражнение « Ветерок» Ц: работать над мягкой атакой
голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. |
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка
расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы
трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова
направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос,
выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком
коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза. |
|
25.02.23 |
Д/ и : « Что звучит?» Ц: развивать слуховое
внимание на материале неречевых звуков. |
Воспитатель
показывает разные предметы и демонстрирует, как они звучат . Закрывает ширму
и действует разными предметами, а дети распознают, каким предметам
принадлежат эти звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по своему. |
|
28.02.23 |
Разучивание стихотворения А. Барто « Уронили Мишку
на пол» Ц: работать над диалогической речью. |
Разучивание
стихотворения. |
|
04.03.23 |
Д/и « Жарко- холодно». |
Воспитатель предлагает
детям картинки с солнышком и снеговиком. Участники игры самостоятельно
выбирают кружочки с холодными и теплыми цветами и раскладывают вокруг
соответствующих картинок |
|
11.03.23 |
Пальчиковая игра « Прятки». Цель: развивать мелкую моторику рук,
координацию движений, развитие речи. |
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок, Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной
ладонью другую, И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком). Раз – подбросим (подбрасывают, Два – поймаем (приседают, ловят, Три – уроним (встают, роняют, И…сломаем (встают, роняют, топают). |
|
14.03.23 |
Занимательные задачки. Ц: развивать логическое
мышление, речь. |
Дети на ощупь достают из сенсорной коробки геометрические
фигуры, и воспитатель предлагает подумать и сказать, на что они похожи,
например, на туловище животного, на воздушный шарик и т.д. |
|
18.03.23 |
Беседа
: «Птицы прилетели» Ц: Повторить
перелётных птиц. |
Диалогическая
речь: _
Какое сейчас время года? Когда наступает весна? Дети: После
зимы. Далее воспитатель начинает
предложение, а дети самостоятельно его заканчивают. - Погода весной (какая?): - Ручьи весной (что
делают?): - Солнце весной (какое?) - Сосульки весной (что
делают?): - Листочки на деревьях (что
делают?): - Весной травка вырастает (какая?): - Снег (что делает?): - Весной птицы (что
делают?): - Птицы, которые прилетают к нам весной (как называются?)
и т. д. |
|
21.03.23 |
Артикуляционная гимнастика « Чашечка». Ц: научиться удерживать язык в форме
чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. |
Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Улыбнуться,
открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. |
|
25.03.23 |
Игра: « Выбери нужную картинку». Ц: учить
осуществлять подбор действий к предмету, обьекту. |
|
|
28.03.23 |
«Выполни команду» Ц: Развивать внимание, умение выделять названные
признаки. |
Воспитатель предлагает
выйти вперёд детей с общим признаком в одежде, во внешнем виде принадлежащих
им игрушек. |
|
01.04.23 |
Д/и : «Кто больше увидит и
назовёт?» Ц: Развивать умение выделять и
называть части и признаки игрушки. |
Рассказать, что есть у
куклы. Она любит, когда её хвалят и говорят про неё. |
|
04.04.23 |
Рассматривание сюжетной картинки на тему « Весна».
Ц: обогащение и активизация словаря. |
Рассматривание
картинки и диалог по ней. В итоге ребенок должен составить элементарный
диалогический рассказ. |
|
11.04.23 |
Беседа на тему: « Мы с игрушками играем» Ц:
закреплять умение составлять
простейший описательный рассказ об игрушке. |
Диалог
воспитателя и ребенка. Воспитатель задает мальчику наводящий вопрос, ребенок
отвечает, потом весь диалог соединяется в рассказ. |
|
15.04.23 |
Артикуляционная гимнастика « Бублик». Ц: развитие артикуляционной моторики. |
Зубы сомкнуть.
Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были
видны. Удерживать. |
|
18.04.23 |
Артикуляционная гимнастика « Хоботок».Ц: ырабатывать движение
губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. |
Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их
в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
|
22.04.23 |
Д/ и» Громко- тихо» Ц: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то
тихо. Воспитание умения менять силу голоса. |
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет
большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая
машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая
машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо
произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте
внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь,
большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. |
|
25.04.23 |
Д/ и « Теремок» .Ц: Ориентироваться на окончание
при согласовании в роде глагола прошедшего времени с существительным. |
Воспитатель с помощью
настольного театра рассказывает сказку, побуждая детей принять участие. |
|
29.04.23 |
Словесная игра: « Какой, какая, какое?» Ц: Расширение,
уточнение и активизация словаря по темам « Фрукты», « Ягоды»,
совершенствование грамматического строя речи. |
Яблоко - варенье яблочное - конфета яблочная – сок
яблочный. Апельсин - варенье апельсиновое- конфета апельсиновая– сок
апельсиновый Слива - варенье сливовое- конфета сливовая– сок сливовый Ананас - варенье ананасовое - конфета ананасовая– сок
ананасовый Банан - варенье банановое - конфета банановая – сок
банановый Клубника - варенье клубничное - конфета клубничная– сок
клубничный Малина - варенье малиновое - конфета малиновая – сок
малиновый |
|
06.05.23 |
Разучивание стихотворения А, Барто « Лошадка»Ц:
развитие памяти, речи, интонации. |
Разучивание
стихотворения. |
|
13.05.23 |
Рассматривание картинки: « Коза с козлятами». Ц:
развитие диалогической речи, мышления и внимательности. |
Диалог
воспитателя и ребенка по описанию картинки. |
|
16.05.23 |
Артикуляционная гимнастика» Часики» Ц:
укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. |
Влево-вправо
кончик ходит, Будто места не
находит. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть
острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от
одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать
упражнение 10-15 раз. |
|
23.05.23 |
Д/и:«К урочка
– Рябушечка» Ц: Учить соотносить действиес обстоятельством. |
Выбирают Курочка – Рябушечку и начинаем диалог: - Курочка –
Рябушечка, куда идёшь? - На речку. - Курочка – Рябушечка, зачем идёшь? - За водой. - Курочка – Рябушечка, зачем тебе вода? - Цыплят поить.Они пить хотят, на всю улицу пищат –
пи-пи-пи! Поймав цыплёнка, она говорит: «Иди к колодцу пить водицу!»
и тот выходит из игры. |
|
Рекомендации
родителям
1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте
внимание на собственную речь: она должна быть четкой , правильной. Разговаривайте всегда спокойным
тоном
2. Как можно чаще общайтесь с ребенком.
3.Чаще
читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он
усваивает новые слова, обороты, развивает слух
4.Уделяйте больше внимания развитию связной речи:
рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов
(ребенок придумывает их сам),составлению рассказов по картинкам. Предложите
ребенку соревнование «Чья сказка лучше»,» Чей рассказ интереснее» с участием
всех членов семьи.
5.Поручайте старшим детям как можно больше
разговаривать с ребенком в свободное время.
5.Приобретайте книги с красочными иллюстрациями,
картинки, настольно-печатные игры.
6.Учите с детьми наизусть стихотворения (это
способствует развитию выразительности, тренирует память.)
7.Улучшению звукопроизношения способствуют
скороговорки, чисто говорки.
8.Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки
.Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление.
Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?», «Почему?»
9. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей
–это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.
Результаты индивидуальной работы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поделиться в социальных сетях:
Реализация ИОМ по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста















